Pandemonium Fantasy

Объявление

Господа! Форум сдох! Всем спасибо за участие! До Встречи! Но если сильно захотеть его можно восстановить) ; )

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Pandemonium Fantasy » Кино » 300


300

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

300 спартанцев( тот, который современный фильм) я бы назвал удачным.
Улыбнуло присутсвие там достаточно фэнтезийных сущест)

+1

2

Мне не нравятся "300". Фильм красив, но сделан исключительно для рисовки, комиксовость видна всюду. Фильм сделан с расчетом на намеренную нереалистичность, а это - черта не фэнтези, а сказки. Кроме того, за персов реально обидно. Более того, Кazak8raz, я Вам такое могу рассказать, что и Вам тоже обидно станет ;)

0

3

Ну вы, Энвер, дерзните рассказать - интересно!

0

4

Сейчас я уже сплю, но завтра здесь появится рассказ.

+1

5

Я согласен с Энвер, фильм сделан нереалистично, однако дух братства и  патриотичности впечатляет, но фэнтези там и не пахнет, вообщем моя оценка 3, фильм посмотрел и забыл.

0

6

Folko написал(а):

вообщем моя оценка 3, фильм посмотрел и забыл.

Как и все современные американские фильмы)

( за оооочень редким исключением)

0

7

(тескт не подвергался правке после написания и может содержать грамматические, синтаксические и стилевые ошибки)

"Со щитом или на щите" (один из случаев псевдоантичного бреда: греческая поговорка, которая переводится буквально "Не потеряй свой щит" при переводе на латынь, а потом на с латыни на русский стала звучать так).

300 и греко-персисидские войны.

Все мы конечно знаем, что злые и подлые персы из чистой вредности пытались завоевать маленькую, но гордую Грецию, за что греки им вломили, доказав извечное преимущество свободы над рабством, а европейцев - над азиатами. Этому нас учили в школе, это нам показывают в кино, это мы просто ЗНАЕМ. Я хотел бы рассказать вам, как там все было на самом деле.

Проблема в том, что в качестве единственного достоверного источника по греко-персидским войнам обычно признается "История" Геродота, которая по факту является антиперсидским памфлетом.  Судить о греко-персидских войнах по книгам Геродота - все равно, что судить о Великой Отечественной по речам Геббельса. Собственно персидские источники, а также произведения проперсидски настроенных греков , например, Ктезия, а также Ксенофонта, который стремился к объективности и равно уважал обе стороны конфликта, либо игнорируются, либо вообще единогласно признаются утерянными.

Необходимо отметить, что слово "варвар" в контексте греческой истории должно пониматься как "иностранец, не понимающий греческого языка и чуждый греческой культуре". Т.е. варварами греки называли всех негреков, вне зависимости от культурного уровня. Современное значение (т.е. "член общества, находящегося на промежуточной ступени развития между дикостью и цивилизацией") слово варвар приобрело много позже, и не в Греции. Более того, с точки зрения современной науки греки времен греко-персидских войн как раз являются варварами(в современном смысле, а не в исконно греческом).

Стороны конфликта: Греческие города.

Все мы привыкли к тому, что Греция - это великолепие Афин, философские дискуссии, белоснежные тоги, прекрасные статуи и еще более прекрасные гетеры… Однако такая характеристика соответствует эллинистическому периоду истории Греции и греческих колоний, т.е. временам после Александра Македонского, примерно через 300 лет после окончания греко-персидских войн.  В те времена, которые нас интересуют, Греция выглядела несколько иначе.

Во времена, предшествующие Троянской войне (т.е. лет за 500 до греко-персидских войн) греки были азиатскими кочевниками из Великой Степи. Тремя волнами они переселились в Грецию, частично истребив, частично подчинив местных жителей-пеласгов.  Волны не были одновременными и участники следующей волны так же воевали со своими предшественниками, как те с пеласгами, так же истребляли и порабощали их.  Переселившись на новое место, предки греков пытались жить так же, как они жили раньше, т.е. кочевать со скотом с места  на место, попутно грабя покоренное местное население. Массовый выпас скота привел к опустыниванию почв и утрате ими плодородия. За 100 лет до войны греческая аристократия еще называлась всадниками, но сражалась уже в пешем строю, т.к. в Греции оставалось очень мало мест, где можно пасти лошадей.

Скотоводство и земледелие стали практически невозможны, и грекам пришлось искать новые источники пропитания. Надо сказать, что они справились на ура, а именно занялись морской транзитной торговлей, а по совместительству пиратством. Постоянными набегами греки разоряли  побережье Малой Азии, лидийские, карийские, а позднее - персидские владения. Основной целью этих набегов был захват пленных для последующей продажи в рабство. Этот вид  деятельности греки считали уважаемым и престижным бизнесом.

Большое преимущество грекам дало  изобретение триеры - легкого беспалубного корабля с  тремя рядами весел. В абордажном бою греческие триеры уступали высокобортным египетским и финикийским судам, но намного превосходили их по скорости и маневренности, что позволяло грекам уклоняться от боя с сильнейшим противником и атаковать слабейшего тогда, когда они находились в наиболее выгодной позиции.

Организованным пиратством занимались  как отдельные банды, так и целые народы.  Троянская война, судя по современным данным, представляла собой как раз такой рейд, организованный совместно несколькими греческими племенными союзами. Работорговля приносила грекам баснословные доходы и как следствие в Греции стали быстро расти города - сначала торговые центры, а позднее центры союзов греческих племен. В городах развивались ремесла и архитектура и философия, но развивали их не греки, а владеющие греческим карийцы, лидийцы и финикийцы. Сами греки считали, что производительный труд не относится к занятиям, достойным свободного мужчины (в число которых входили война, мореплавание, торговля и риторика),  и не имели даже слова в своем языке для обозначения ремесленника. Мало кто знает, что такие ребята, как Фалес, Пифагор, были не греками, а финикийцами, живущими в Греции, а собственно греческие философы и философские школы начинаются с Платона и Аристотеля.

В интересующее нас время в Греции жили следующие значительные народы, или, вернее, по современной терминологии, союзы племен: беотийцы, фессалийцы, коринфяне, лакедемоняне и афиняне.  Каждый из этих союзов занимал определенную территорию с одним большим городом-столицей и несколькими мелкими поселениями. В каждом из народов было примерно по 20-30 тысяч взрослых мужчин. Но означает ли это, что все население Греции составляло  примерно 375 тысяч человек (я считаю, что общее число боеспособных мужчин составляет 30%  от всего населения)? Проблема в том, что помимо греческих племен, члены которых обладали гражданскими правами, в Греции жили также остатки как догреческого пеласгического населения, так и греков-ахейцев из первой волны. В Аттике жило 30 тысяч граждан-афинян, но помимо них там также жили 200 тысяч рабов и неграждан-метеков. Аналогично, в Лаконике на 40 тысяч  спартанцев приходилось 500 тысяч илотов (государственных рабов) и периэков (ахейцев, не обладающих гражданскими правами и зависимых от спартанцев).

Особо стоит сказать о греческой свободе и демократии. Демократия в представлении греков это 'демократия белых людей', т.е.  граждан,  проходящих по имущественному цензу, причем довольно значительному (у афинян сумма ценза примерно равнялась стоимости особняка в черте города, у лакедемонян - стоимости 200 - 300 рабов). Иначе говоря, правом голоса в народном собрании обладало не более 10% граждан ( в  Спарте в народном собрании вообще участвовало не более 28-30 человек). Таким образом, греческая демократия в нашем понимании является олигархией, греческая свобода - произволом богатых и знатных. У греков до эллинистического периода не было жестко исполняемых записанных законов, т.к. не было судей и магистратов, которые бы следили за их исполнением. Все противозаконные действия греки разбирали в народном собрании, причем абсолютной нормой было осуждение невиновных, либо оправдание виновных за деньги, выплаченные олигархам.

Короче говоря, как сказал Эрнст Неизвестный об Афинах тех времен "….это был кишлак, располагавшийся на небольшом пятачке, вроде Красной площади. Ничего себе времечко было. Лучшего друга Перикла - Фидия - посадили за кражу золота, которого он не крал. Аспазию, лучшую из женщин, засмеяли до смерти. Сократа затравили. Вообще - склочники были, один Аристофан чего стоил! Вот откуда у Платона появилась любовь к порядку. Он их так возненавидел, что решил всех казнить, и поэтов, и демократов… Интересно, что идеалом Платона была Спарта. Но ведь когда она распалась,... оказалось, что  большего мерзавца, чем спартанец, нет: лгун, трус, неженка, педераст. Он был сильным человеком, когда шагал в одном строю с другими сильными людьми, а как только остался один на один с жизнью - оказался дерьмом... "

Нужно еще сказать о греческих царях. Народ, если увидите в книге (фильме и пр.) о Древней Греции слово 'царь', помните, что 'царями' греки называли назначаемых народным собранием военных вождей, руководивших ополчением племенного союза во время войны. В мирное время никакой властью 'царь' не обладал, а во время войны никаких преимуществ от своего 'царствования' не получал (максимум, на что он мог надеяться, это на удвоенную долю в военной добыче).  Авторитет 'царей' зачастую был низким, а у некоторых народов (у тех же афинян) место царя занимал стратег, выбираемый воинами и сменяемый ими по своему желанию. Реальную власть 'царь' или стратег имел только непосредственно во время боевой операции.

На этом позвольте закончить с греками и перейти к персам.

Стороны конфликта: царство Ахеменидов.

Обозначая жителей Ирана словом 'перс', мы в очередной раз допускаем фактическую ошибку. В древности предки современных иранцев (а также азербайджанцев, пуштунов и таджиков) называли себя ариями, а словом 'персы' греки и грекоязычные народы называли династию Ахеменидов, основателем которой, по их мнению, был Персей. Аналогично, слова 'миды', 'парфяне' (так тоже обзывали иранцев)  являются греческими обозначениями иранских династий  Дейокидов и Аршакидов.

Как это ни тривиально, но древние арии тоже были кочевниками в Великой Степи и кочевали совсем недалеко от тех мест, где жили предки греков. Однако в тот момент, когда греки только-только пришли на Балканы, арии уже жили оседло, осознавали себя единым народом, имели единую религию (зороастризм) и были близки к основанию национального государства.  На руку ариям играло то, что они в это время жили в тех исторических областях Древнего Востока, где уже существовала развитая цивилизация, откуда они нахапали кучу культурных заимствований. Это подстегнуло их развитие и к тому моменту, когда у греков возникали союзы племен и первые города,  Персидское царство, возглавляемое правителями из династии Ахеменидов, начало широкую территориальную экспансию. Через 300 лет  держава  Ахеменидов  простиралась от Малой Азии до Китая и в нее входили все цивилизованные области Азии.

Ни одна война не обходится без насилия, но на фоне всех предыдущих завоевателей Азии персы отличались справедливостью и высочайшей толерантностью, особенно в религиозных вопросах. Если, например, ассирийцы, владевшие Азией до персов, истребляли целые народы по религиозным мотивам, а в основу своей этнической политики ставили практику 'несах' (принудительного переселения целых народов так, чтобы они жили чересполосно на землях, населенных ассирийцами), то персы во многих завоеванных странах оставляли в целости все общественные институты и сохраняли местные династии при условии признания ими вассальной зависимости от дома Ахеменидов. Еще большую толерантность персы проявляли в религиозных вопросах, позволив всему населению подвластных Ахеменидам областей исповедовать любую религию, какую им заблагорассудится, не сделав исключения даже для иудеев (которые, кстати, отличались сильной религиозной нетерпимостью - если в городе было хотя бы 20%  иудеев, то они делали все возможное, чтобы помешать отправлению всех обрадов, кроме иудаистских, вплоть до нападения с оружием в руках на религиозные процессии своих оппонентов).

Показательна в этом отношении война персов против халдейской Нововавилонской династии. Несмотря на то, что по численности и вооружению войск халдеи как минимум не уступали персам, и, кроме того, располагали сильнейшими на тот момент укреплениями в мире,  компания  заняла  всего 24 дня. И воины, и гражданские  халдеи массово переходили на сторону персов, т.к. видели в справедливой персидской монархии спасение от произвола храмовой аристократии Вавилона.  В результате сопротивление персам было организовано только на подступах к самому Вавилону и было настолько слабым, что персы взяли неприступные укрепления Вавилона всего за несколько дней и без значительных потерь. Но, победив вавилонян, Кир Великий сохранил за их храмовой аристократией (фактическими зачинщиками войны) жреческие должности, лишив их только административных прав, а после этого демонстративно поклонился святыням Вавилона.

Находясь в любой стране, персы уважали местные религиозные обычаи. И в Египте, и позднее в Греции сразу после установления своей власти персидские цари совершали паломничество ко всем важнейшим местным святыням и делали большие пожертвования на храмы и благотворительность. Можно предположить, что основная причина толерантности персов заключается в их собственной религии. Зороастризм - религия спасения, близкая к христианству и исламу, но это не прозелитическая религия, в ней нет самой идеи насильственного обращения инаковерующих или идеологической пропаганды среди них.  По мнению самих зороастрийцев, быть  зороастийцем - душевный подвиг, который по силам немногим, кроме того, зороастрийцы (в отличие от христиан и мусульман)  не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается что души людей после смерти судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что даёт возможность не зороастрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после смерти.

Все мы объективно знаем, что азиатская деспотия - государство, построенное на личном произволе правителя, которому никто не указ. Однако политическое устройство царства Ахеменидов было близким к современному федеративному государству, в котором отдельные субъекты обладают автономией в вопросах внутренней политики, а внешней политикой занимается федеральная власть. В таких персидских сатрапиях (наместничествах), как Армения, Лидия, Кария, Финикия, Сирия, Палестина действовали местные законы и правили местные династии. В других, например в Ассирии,  Вавилони , Египте, действовало непосредственное федеральное управление (в лице наместников-сатрапов) и федеральные законы,  но эти законы были по своему времени  достаточно справедливыми (например, ограничивали ростовщичество и запрещали сгон крестьян с земли), а главное - эффективно исполнялись.

Нет, существовала и коррупция, и некоторый произвол чиновников (а в автономиях - местных правителей), и большие права у персов по сравнению с местным населением, но все эти проблемы существуют и в современных федеративных государствах. И вот уж что я не возьму в тол, так это то, почему царство Ахеменидов историки обзывают азиатской деспотией, а позднейшую Римскую империю, тоже федеративное государство и с похожей системой внутренней политики, считают супер-мега-прогрессивной.

Никто из Ахеменидов, кроме Камбиза II не был прославлен в народе как дестокий деспот. Кира Великого считали героем,  полубожественным существом и идеальным правителем все поголовно, даже греки и иудеи.  Дарий Гидасп был известен как мудрый и справедливый правитель, благотворитель и либерал. Ксеркс I (он же Ксеркс из '300') по словам антиперсидски настроенного Геродота , был человеком добрым, мягким, справедливым и милосердным к врагам.

У меня есть сильной подозрение, что образ Ксеркса из '300' срисован с Камбиза, который действительно обладал огромным ростом, немеряной энергией и паскудным характером с чертами ярко выраженного маниакально-депрессивного психоза. Его любимым развлечением во время нахождения в Египте было выйти на балкон и для смеха стрелять из лука по прохожим.  Тем любопытнее будет узнать, как он закончил. Подавляя восстание в Египте, он придумал эффективный метод запугивания восставших, а именно приказал извлекать мумии из гробниц и сжигать их. Таким образом умершие или погибшие египтяне лишались возможности обрести загробную жизнь. Проблема была в том, что для верующего зороастрийца сожжение трупа - смертный грех, т.к. огонь есть образ Божий на земле, а Бог не может питаться человеческим мясом, тем более что трупы считаются источником скверны. Воины Камбиза выполняли приказ только в том случае, если не могли избежать его выполнения и постепенно переставали доверять своему правителю. Вскоре после подавления восстания Камбиз во время тренировочного поединка случайно ранил себя мечом в бедро. Рана воспалилась и могла угрожать жизни, но желающих лечить царя-вероотступника не нашлось. В итоге Камбиз умер от заражения крови.

Короче говоря, я не хочу идеализировать царство Ахеменидов, но я считаю, что с точки зрения политической, экономической и военной организации, а также и культуры это государство было более развитым, чем существующие на тот момент в Греции  полуварварские союзы племен, причем это осознавали и сами греки. Ксенофонт, живший уже после Пелопонесской войны, т.е. через много лет после греко-персидских войн,  признавал, что образ жизни персов ему нравится больше, чем образ жизни греков, а также мечтал об экспансии греков на восток.

Причины конфликта.

Даже Геродот признает, что пиратские набеги греков были одной из причин, побудивших персов начать войну.  "Затем, рассказывают они [финикийцы], какие-то эллины (имя они не могут назвать) прибыли в Тир Финикийский и похитили царскую дочь Европу…. Потом эллины все-таки снова нанесли обиду варварам. На военном корабле они прибыли в Эю в Колхиде и к устью реки Фасиса. Завершив там все дела, ради которых прибыли, эллины затем похитили царскую дочь Медею…. Несомненно, тяжкая вина лежит на эллинах, так как они раньше времени пришли походом в Азию, чем варвары в Европу". Если это говорит Геродот, склонный чернить персов и вообще всех варваров до нелепости, то можно себе представить, что же там было на самом деле.

Однако организованное пиратство греков не могло стать причиной войны,  т.к. им занимались в основном частные организации, на которые не распространялись международные законы того времени. Кроме того, пираты регулярно попадались персидской береговой охране и заканчивали свою жизнь на колу. Если персы и предъявляли свои претензии грекам, то те в ответ сваливали все на личную инициативу частных лиц, чем дело и кончалось.

Реальной причиной войны стала колониальная экспансия Афин. Афиняне пытались подчинить своей власти Фракию и западное побережье Малой Азии, что дало бы им  контроль над Босфором и Дарданеллами, а значит и над морской торговлей на Черном море.  Основав во Фракии свои колонии, афиняне реализовали первую часть своего плана. Проблема заключалась в том, что в Малой Азии уже находились греческие колонии, которые незадолго до этого признали верховную власть персидского царя и свой вассалитет по отношению к нему, получив взамен право на самоуправление и торговые льготы. Попытка подчинить эти колонии означала для Афин войну с персами.

В 500 году до Н.Э. жители Милета, одной из азиатских колоний греков, восстали против своего тирана (тираном греки называли любого единоличного правителя города-государства). Тиран, спасаясь от смерти, бежал к персам и обратился к ним за помощью, после чего персы организовали поход против Милета. Тогда афиняне заключили военный союз с Милетом и отправили войско - нет, не в Милет, а в рейд вглубь Малой Азии.  В ходе этого рейда афиняне захватили и полностью разрушили Сарды - четвертый по своему значению город царства Ахеменидов, после чего быстро вернулись обратно в Афины, не оказав никакой помощи Милету. В итоге Милет был взят персами, а в Афины были отправлены персидские послы с целью урегулирования вопроса о Милете. Афиняне бросили послов в пропасть, куда обычно сбрасывали тела казненных преступников и объявили войну персам.

Фермопилы: вымысел и факты.

После неудачной попытки морского рейда на Афины (Марафонская битва) персы поняли необходимость вторжения в Грецию по суше.  Десять лет им понадобилось на то, чтобы собрать силы и заключить союзные договоры с фракийцами и македонцами.  В 480 году персидская армия переправилась в Европу и вторжение началось.

Греки выслали войско, чтобы задержать персов на дальних подступах к Пелопоннесу. Сначала союзное войско хотело сдержать Ксеркса на северной границе Фессалии с Македонией, но потом отошли на Истм, перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с Балканами. Однако в таком случае многие греческие города на материке оказались бы беззащитны, и войско перешло к Фермопилам, узкому проходу в горах из области Фессалии в Среднюю Грецию.

По Геродоту у греков при Фермопилах было 5920 тяжеловооруженных воинов (он их перечисляет едва ли не по именам), по Диодору - до 10 тысяч. Войско, занявшее Фермопилы, представляло собой передовой отряд общегреческго ополчения, в котором было до 40 тысяч тяжеловооруженных воинов и в несколько раз больше легковооруженных. Фактически, грекам нужно было удержать Фермопилы до подхода основных сил, после чего они имели бы достаточно  войск для того, чтобы дать персам сражение на равнине.

Геродот  исчисляет войско персов и зависимых народов в невероятные 1,7  или 2,6 миллиона человек. Современные историки на основании логистики оценивают численность персов до 200 тысяч человек, хотя и эти цифры ставятся под сомнение как завышенные. Сколько из них было воинов, сколько - нонкомбатантов, мы не знаем, но представление о персидском войске как о толпе легковооруженной гопоты ошибочно. Тот же Геродот говорит, что все персы поголовно использовали "…хитоны с нашитыми на них железными чешуями", т.е. пластинчатые доспехи в современном понимании.  Греки же в то время в основном использовали кожаные или "льняные", т.е. стеганные доспехи, бронзовые анатомические панцири были только у знатнейших и богатейших из них. Так что по вооружению персы грекам как минимум не уступали. Не уступали они и по боевому мастерству. Любой из 10 тысяч царских телохранителей - "бессмертных", по словам опять же Геродота, мог в индивидуальном бою победить подряд трех греков, прежде чем был бы убит сам. Не давало грекам преимущества и боевое построение, т.к. построение фалангой не является уникальным греческим ноу-хау.  Первыми стали строится фалангой еще шумеры и египтяне, и персы также широко использовали это построение.

Проблема в том, что все это не играло здесь никакой роли, т.к. Фермопилы тогда представляли собой узкую, нависающую над морем тропу шириной в несколько метров, где построение и правильный бой невозможны и сражение превращается в череду одиночных схваток, происходящих в сильной давке.  Количество воинов не решает, т.к. нельзя ввести в бой больше, чем несколько человек одновременно. Вооружение также не имеет определяющего значения, т.к.  сражающиеся в основном гибнут не от оружия, а либо задавленные в свалке, либо упав со скал в море.  Единственное, что может сделать в такой ситуации военачальник, это своевременно отводить обескровленные отряды и водить в бой свежие. Битва-костер, где военачальник только подкладывает дрова.

Про наличие "секретной" тропы, ведущей в тыл грекам, с самого начала знали и греки и персы. Тропу охранял сильный греческий заслон, а условия для боя там были еще хуже, чем в Фермопилах.

Здесь нужно сказать о спартанцах. Спартанцам война с персами была не нужна и невыгодна, т.к. у них на Пелопонессе еще сохранялось много плодородной земли и были илоты, которые бесплатно (вернее, в ходе организованного на государственном уровне грабежа) снабжали их и пищей, и прочими ресурсами.  Более того, в Спарте (как и во многих других городах Греции) существовала влиятельная проперсидская партия. Все мы помним спартанского царя Леонида, погибшего в бою с персами, но почему-то забываем о втором спартанском царе (в Спарте было 2 царя), Демарате, который в этот самый момент был военным советником Ксеркса.  Вместе с Демаратом в лагере персов было больше спартанцев, чем вместе с Леонидом защищало Фермопилы. Однако афиняне с помощью сложной дипломатии сумели поссорить спартанцев с персами. Таким образом, при Фермопилах спартанцы воевали не за спасение своей страны и не за ее интересы, но только за выгоду Афин.

"300 спартанцев" представляли собой отряд, называемый гиппиями или скиритами - по сути, обычная дружина вождя, живущая за его счет. Скириты не представляли собой какой-либо уникальной спартанской "фишки" . Такие же отряды среди греков был у фиванцев и аргосцев, среди варваров - у финикийцев, карийцев, лидийцев и фракийцев. Основная сила скиритов была в том, что оружие они не приобретали за свои деньги, а получали за общественный счет, а значит, были вооружены лучше, чем большинство греков. Бедность спартанцев - миф, придуманный чуть ли не в XIV веке. Бронзовый анатомический панцирь стоил тогда столько же, сколько  годовой труд  125 человек (примерно как латный доспех в Средние Века), а такие доспехи были у каждого скирита. Кстати сказать, у Геродота стандартной фразой для описания спартанца является "…знатного рода и богатый спартанец".

Ход битвы при Фермопилах показан что в новом голливудском фильме, что в старом, совершенно неверно. Весь первый день персы предпринимали каскадные атаки (серию атак одну за другой), постепенно вытесняя греков из Фермопил. В этом сражении обе стороны несли примерно равные потери.  К вечеру Ксеркс остался недоволен результатом и на следующий день приказал "бессмертным" атаковать греков. Греки были опрокинуты первой же атакой и обратились в бегство. Дальше вышла откровенная глупость: вооружение "бессмертных" было намного тяжелее, чем у греков, поэтому греки легко оторвались от преследования, опомнились и перестроились в том месте, где тропа расширялась перед стеной греческого лагеря. Когда "бессмертные", без строя преследуя уже разбитого (как им казалось) противника, неожиданно наткнулись на стоящих в строю и боеспособных греков, греки контратаковали и опрокинули персов напором рядов.  При этом до 1000 персов было сброшено в море и еще 2000 перебито в последовавшей схватке. Греки потеряли до 2000 тяжеловооруженных и в несколько раз больше легковооруженных воинов.

Когда Ксеркс узнал, что погибла треть гвардии, в том  числе 2 его младших брата, и что греки вновь стоят на тех позициях, с которых их вчера выбили, у него случился сердечный приступ. Пока Ксеркс лежал без сознания, его военачальников охватила паника.  Если царь умрет в чужой стране, не оставив наследника, в Персии с высокой вероятностью начнется смута и снабжение прекратиться и персидской армии грозит гибель от голода. Когда они узнали, что жизнь Ксеркса вне опасности, возник вопрос, что делать дальше. Персы еще раз попытались убедить греков, что они ведут войну только против Афин (фактически, это уже не было правдой, т.к. они уже 2 дня сражались не с афинянами - афинян при Фермопилах вообще не было - а с общегреческим ополчением), обращаясь при этом не к греческим вождям, а к лидерам проперсидских группировок.  Спартанцев персы все равно не смог бы уговорить, т.к. Леонид, бывший лидером спартанской антиперсидской партии, просто не допустил послов в свою часть лагеря. Однако фиванцы, до того времени не участвовавшие в бою и охранявшие тропу, "уговорились" и перешли на сторону персов.  После этого у персов появилась возможность осуществить обход и оборона Фермопил утратила актуальность.  Греки начали отступление, но персы шли за ними по пятам на расстоянии прямой видимости.

Тогда греки решили дать персам арьергардный бой.  По жребию остаться выпало Леониду с отрядом из спартанцев, феспийцев и легковооруженных мессенцев.  Всего с Леонидом было не более 500 человек, и ценой своей гибели они сумели задержать персов на два часа. За это время основные силы греков прошли тропу, и, выйдя на равнину, бросили тяжелое вооружение и рассеялись. Большая часть из них благополучно вернулась домой.

При Фермопилах греки потеряли до 12 тысяч человек, в основном легковооруженных воинов. Потери персов точно неизвестны (на первый день данные о потерях вообще не приводятся, про второй же день Геродот  в своей характерной манере заявляет, что персы потеряли по меньшей мере несколько сотен тысяч бойцов), но по современным подсчетам, персы потеряли около 20 тысяч человек. Основные силы греков опоздали на четыре дня.

О значении битвы при Фермопилах.

Когда да греков дошли известия о катастрофе при Фермопилов, у них началась паника. Делосский конгресс распался и общегреческое ополчение разошлось по своим городам. Фивы добровльно сдались персам, Афины были разрушены, а спартанцы готовились защищать Истм.  Однако, учитывая то, что на Истме был возможен правильный бой, а на море господствовал персидский флот, который мог высаживать десанты в тылу у защитников, особых шансов у спартанцев не было. Исход войны решили буря, уничтожившая половину персидского флота, а затем умелые действия афинян в морской битве при Саламине. Утратив господство на море, персы стали опасаться за свои коммуникации, которые легко могли быть нарушены афинским флотом, и отвели войско обратно в Азию, оставив в Европе для прикрытия 30 тысяч человек во главе с Мардонием.  Этот персидский арьергард был разбит греками в битве при Платеях.

Если бы греки сумели удержать Фермопилы до прихода подкреплений, то, возможно, они смогли бы остановить персов и не допустить  их вторжения в Среднюю Грецию. Тогда уцелели бы Афины и Фивы (которые после поражения персов были разрушены спартанцами) и, возможно, длительных греко-персидских войн вообще бы не было.  То, что греки проиграли эту битву, нанесло им огромный ущерб, не только моральный (многие греческие народы после этого стали считать персов непобедимыми и добровольно сдавались им), но и материальный.

Первоначально   Леонида объявили чуть ли не предателем, который из-за своей ненависти к персам погубил греческое войско (почему-то все забывали о том, что именно Леонид, пожертвовав собой и своей дружиной, позволил основным силам греков благополучно отступить). Реабилитирован Леонид бы уже после битвы при Платеях, когда непосредственная  опасность миновала и инициатива окончательно перешла к грекам . Тогда же спартанцам в Фермопилах был поставлен памятник, а греческие историки взялись за создание леенды об обороне Фермопил. И если у Геродота события изложены более-менее достоверно, только численность персов и их потери завышены в 10-20 раз, позднейший Диодор говорит уже о том, что после ухода основных сил 500 воинов Леонида сохраняли инициативу еще в течение нескольких дней и даже смогли прорваться до лагеря персов. Чем меньше историки знали о реальном ходе битвы, тем больше они фантазировали, и вот уже у Леонида 300 воинов, которые стоят против персов неделю практически без потерь и терпят поражение только благодаря предательству.

Особую популярность в Европе легенда о 300 спартанцах получила в XIX веке. Расширяя свои колониальные владения в Индии и проводя на завоеванных землях фактический геноцид коренного населения, англичане нуждались в моральном оправдании своих действий. Тогда они принялись  культивировать миф евроцентризма, утверждающий, что только европейцы способны к прогрессу и уникальному творчеству, азиаты же - только к жестокости и разрушительным акциям, и что современные им завоевания европейцев в Азии являются местью за азиатские нашествия в древности. В то время вышло несколько псевдоисторических книг, восхваляющих Леонида и спартанцев, а также был поставлен спектакль вроде современного мюзикла.  Имена "Фермопилы" и "Леонид" стали переходящими для кораблей британского  флота.

Англичанам не удалось завоевать Индию, но своими стараниями они породили опаснейшее заблуждение, сохранившееся до наших дней. Дело в том, что принципиальной культурной разницы между европейскими и азиатскими народами нет, более того, многие современные европейские народы имеют азиатское происхождение. Еще 2000 лет назад предки тех же англичан (вернее, англосаксов) пришли из Азии в Европу.  Аналогично, предки кельтов первоначально тоже обитали в Азии.

Русским же повторять оба мифа - и о спартанцах, и о евроцентризме - вдвойне обидно.  Дело в том, что первоначальное население Древней Руси, славяно-руссы, возникло от смешения двух народов: руссов, или антов, происхождение которых до сих пор обсуждается, и склавинов, ираноязычного народа, родственного современным кавказским аланам.  Такие древнерусские боги, как Стрибог, Хорс, Семаргл имеют иранские имена и чисто иранское происхождение.  На Украине и в Крыму иранское влияние  еще сильнее, чем в России. Когда Анюша Ансари летала на МКС, она очень удивилась тому, что неплохо понимает русских космонавтов, хотя никогда не учила русский.  В современном  русском языке до 15% корней совпадают с фарси, а в древности совпадений было до 50%.

Так что когда вы смотрите фильм "300", вам не стоило бы забывать, что при Фермопилах против греков сражались  кузены  ваших пращуров.

Отредактировано Энвер (2008-03-17 11:37:59)

0

8

5+! Энвер - молодчина!

Kazak я ведь тебе говорил, что там много неточностей))

0

9

Понимаете,  Folko, прблема не в фильме - ибо как можно ждать достоверности от экранизации комикса - а в головах тех, кто этот фильм смотрит. Что особенно интересно, оригинальный комикс менее антиперсидский и более реалистичный, чем снятый по нему фильм. Пардон, после выхода фильма иранцы неделю орали "Мы не орки, вот только дайте нам сделать атомную бомбу, и мы покажем, насколько мы не орки".

ИМХО, кому-то срочно понадобилось выставить персов в некрасивом и глупом виде, а съемки "300" проходили примерно в то же время, вот и задействовали административный ресурс по полной.

Греки, кстати, тоже сочли себя обиженными, непонятно почему. Возможно, их обидело то, что в фильме все греки, кроми спартанцев, показаны зажравшимися гомосексуалистами и педофилами. В действительности во времена античной Греции гомосексуализм как часть некоторых религиозных обрядов был широко распространен и у греков, и у персов, а у спартанцев вообще был абсолютной нормой, и никто не видел в этом ничего страшного.

0

10

Мне  понравился этот фильм! Он оч красивый! И мне нравится герои этого фильма, сильные и смелые!

0

11

Nalary написал(а):

Мне  понравился этот фильм! Он оч красивый! И мне нравится герои этого фильма, сильные и смелые!

+1 Мне тоже

0

12

Все акценты в этом фильме делались на графику, подбор актеров, а вот сценарий слабоват (то же произошло и с Беовульфом)...нету в нем изюминки или чего-то ярко запоминающегося, так, что можно посмотреть, глазу будет приятно, а голове непонятно.

0


Вы здесь » Pandemonium Fantasy » Кино » 300